ФГБУ «НМХЦ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» МИНЗДРАВА РФ

С наступающим Новым годом!

Дорогие друзья!

Коллектив клиники медицинской реабилитации поздравляет вас с наступающими Новым годом и Рождеством!

Пусть все проблемы и трудности останутся за порогом прошлого года, а успехи и достижения уходящего года станут надежным фундаментом для новых свершений в году предстоящем.

Искренне желаем, чтобы в новом году исполнились ваши самые сокровенные мечты!

Пусть наступающий год оправдает ваши самые добрые надежды и укрепит здоровье!

VIII Российский конгресс с международным участием «Физическая и реабилитационная медицина»

16-17 декабря 2024 года в Москве прошел VIII Российский конгресс с международным участием «Физическая и реабилитационная медицина»

В работе Конгресса приняли участие ведущие специалисты в области медицинской реабилитации, неврологии, педиатрии, кардиологии, геронтологии, урологии, гинекологии, клинической психологии, врачи ультразвуковой диагностики, оториноларингологии, нейрофизиологии, физиотерапии, лечебной физкультуры, сестринского дела и другие специалисты. В программе прозвучали выступления представителей крупнейших научно-исследовательских институтов, клиник, агентств, центров и отделений медицинской реабилитации из различных регионов России и зарубежных стран.

Специалисты клиники реабилитации Косарева Д.В., Даминов В.Д., Ткаченко П.В. подготовили доклад «Клинические случаи в нейроурологии. стриктуры уретры. пролежни уретры. фестончатые стенки мочевого пузыря», который нейроурологическому сообществу представила Дарья Витальевна Косарева.

Опыт Пироговского центра вызвал большой интерес у участников Конгресса.

Специалисты Клиники реабилитации приняли участие в работе XI Всероссийского Приоровского форума

13–14 декабря 2024 года в Москве состоялся XI Всероссийский Приоровский форум, посвященный юбилейной дате — 100-летию со дня рождения профессора К. М. Сиваша, выдающегося врача и ученого, первопроходца в сфере эндопротезирования. Организаторами мероприятия выступили Министерство здравоохранения РФ, ФГБУ «НМИЦ травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова» Министерства здравоохранения РФ, Ассоциация травматологов-ортопедов России (АТОР), Российская ассоциация хирургов-вертебрологов и Российское артроскопическое общество.

Старшая медицинская сестра отделения ранней реабилитации Жанна Александровна Харькова представила доклад «Реабилитация с применением технологий виртуальной реальности в стационаре. Возможности дистанционных технологий на 3 этапе реабилитации».

В клинике реабилитации НМХЦ им. Н.И.Пирогова проведен очередной курс занятий по альтернативной коммуникации для пациентов с церебральным инсультом

Завершился курс групповых занятий по альтернативной и дополнительной коммуникации. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – одно из реабилитационных средств которое мы довольно часто используем в работе с пациентом, которые имеют речевые нарушения с целью восстановления, дополнения или замещения утраченных коммуникативных возможностей.

Не каждый пациент и его близкие, готовы на внедрение АДК в свою жизнь. Причиной этому становятся страхи, связанные с мифом о вреде АДК в восстановление речи, непринятие ситуации, трудности ив изменении привычек в сфере общения. Коммуникативная группа - тот формат, который дает возможность научиться применять новые навыки коммуникации полученные на индивидуальных занятиях в ситуации реального взаимодействия с другими людьми, а родственникам пациентам увидеть и понять как именно АДК может изменить качество жизни пациента, его настроение, активность.

В течение трех недель наши пациенты готовились к выполнению ряда социальных и бытовых задач. Итоговое мероприятие у нас прошло успешно: пациенты, которые не имеют возможности в настоящее время говорить с помощью АДК сделали покупки в буфете, пригласили других пациентов на чаепитие, во время чаепития с помощью коммуникативных таблиц, паспортов рассказали о себе, своей семье, своем заболевании.

Лишаясь возможности выразить свои мысли, чувства, страхи, пациенты все меньше проявляют инициативы к взаимодействию с другими людьми, чтобы в лишний раз не попасть в неловкую ситуацию. Здесь и приходят на помощь средства АДК. Они позволяют спланировать речевое высказывание, опереться на графические символы, когда трудно вспомнить слово и главное - донести до собеседника свою мысль, когда не получается сказать.

 

В МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась нпк, посвященная вопросам психологической помощи участникам боевых действий

19-20 ноября 2024 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась научно-практическая конференция, посвященная вопросам психологической помощи участникам боевых действий, их семьям и другим категориям населения, затронутым военными конфликтами. Мероприятие объединило специалистов из разных регионов и сфер деятельности, включая психологов, медиков и ученых. Конференцию посетили и психологи НМХЦ имени Н.И. Пирогова.

Основное внимание было уделено международному опыту реабилитации и ресоциализации людей с травматическим и военным дистрессом. В ходе конференции участники рассмотрели научно-методологические основы психологической помощи ветеранам, комплексное медико-психологическое сопровождение, методы диагностики и реабилитации когнитивных и моторных функций с использованием инновационных технологий.

Специалисты центра имени Н.И. Пирогова отметили, что участие в конференции позволило им получить новые знания и идеи для совершенствования работы с пациентами. Полученные материалы и практики планируется внедрять в деятельность медицинского центра, чтобы обеспечить пациентам наиболее эффективную и современную помощь.

Подобные мероприятия способствуют профессиональному росту специалистов и развитию научно-практических подходов в области медико-психологической реабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На базе клиники проведена валидация русскоязычной версии адденбрукской шкалы оценки когнитивных функций

На базе нашей клиники в сотрудничестве с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова была успешна завершена валидация русскоязычной версии Адденбрукской шкалы оценки когнитивных функций III.

Адденбрукская шкала разработана для диагностики различных форм когнитивных расстройств.  Она является валидным и надежным скрининговым инструментом оценки состояния когнитивной сферы и может в клинических условиях применяться к пациентам неврологического профиля. Исследование проводилось с участием опытных врачей, психологов, ученых, что обеспечило надежность и достоверность полученных данных.

Публикация результатов в журнале «Вопросы психологии» подчеркивает значимость данного исследования и дальнейшего развития методов диагностики и лечения когнитивных нарушений.

Валидация русскоязычной версии Адденбрукской шкалы оценки когнитивных функций III (Addenbrook’s Cognitive Examination III – Ace-III) // Варако Н.А., Архипова Д.В., Юсупова Д.Г., Зимин А.А., Вишнякова Е.М., Васильева С.А., Ковязина М.С., Даминов В.Д., Супонева Н.А., Пирадов М.А. // Журнал Вопросы психологии. 2024. Т.70. № 1, с.96-104

Эксперты отмечают, что использование Адденбруксой шкалы сможет существенно улучшить качество и скорость медицинской помощи пациентам, страдающим от различных форм деменции и когнитивных расстройств.

Мы продолжаем активно развивать научные исследования в области психического здоровья, стремясь внедрять инновационные подходы и методики в клиническую практику.

Чем помочь пациенту дома с афазией

Если среди ваших близких есть человек с такой проблемой, как афазия, важно помнить, что нарушение речи – это не психическое расстройство и не расстройство интеллекта. При общении с людьми, с такой проблемой необходимо придерживаться нескольких правил:

  • Прежде чем обратиться к больному родственнику, привлеките его внимание: обратитесь по имени, поймайте взгляд, коснитесь его рукой.
  • Говорите в медленном темпе, простыми словами, короткими фразами.
  • Дайте время больному понять вас, «включиться» в ситуацию.
  • Не спешите, будьте готовы повторять ваши вопросы и выслушать ответ.
  • Затрагивайте только ситуативные темы (говорите о том, что происходит здесь и сейчас) – пациент лучше понимает конкретную, ситуативно-бытовую речь.
  • Уточняйте, понял ли вас ваш больной родственник.
  • Старайтесь задавать вопросы, не требующие развернутого речевого ответа. Вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет» (или ответить жестом).
  • В беседе активно используйте жесты, окружающие предметы (указывайте на них и пр «Ты будешь пить?» и указывайте на чашку).
  • Старайтесь богаче интонировать вашу собственную речь – пациент опирается на невербальные компоненты сообщения.
  • Поощряйте пациента, который хочет вам что-то сказать. Будьте приветливы, терпеливы.
  • Дайте пациенту понять, что вы его поняли (кивок, улыбка, «да», «конечно» и пр)
  • Не перебивайте пациента, дайте ему договорить, даже если вы уже поняли, что он хочет сообщить.
  • Имейте под рукой простой мягкий карандаш и лист бумаги – часто в общении пациент пользуется рисунками, может писать цифры, отдельные буквы и пр.
  • Пациент должен иметь место для занятий: удобный стол, хорошее освещение и возможность проветривания. Следите за тем, чтоб у него всегда была бумага, тетрадь и наточенные карандаши.
  • Поддерживайте собственную исполнительскую дисциплину! Выполняйте все рекомендации специалистов по организации и проведению индивидуальных занятий дома. Поощряйте больного родственника заниматься.

При общении с родственником нельзя повышать голос до уровня крика (пациент слышит хорошо). Показывать (жестом, тоном) свое пренебрежение. При пациенте говорить о нем уничижительно, в третьем лице – пациент (даже с тяжелыми нарушениями речи) прекрасно улавливает смысл и интонацию. Чрезмерно утрировать слова (лепетать и пр) – пациент интеллектуально сохранен! Торопить пациента и торопиться самим (жестикуляция, темп речи и ходьбы и пр). Говорить малоразборчиво, много и быстро.

Система, аспекты и этапы кардиореабилитации

Термин «реабилитация» происходит от латинского слова «habilis» (способность; «rehabilis» — восстановление способности). Кардиореабилитация (КР) — это комплекс координированно проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического и социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, психологического статуса и трудоспособности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ).

В 1963 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила программный документ с физиологическим обоснованием реабилитации кардиологических больных по ее фазам и аспектам. В начале 50-х годов ХХ века появилось первое сообщение об эффективном лечении больных с острым инфарктом миокарда (ОИМ) в кресле (в том числе по результатам длительного наблюдения), что вызвало широкий общественный резонанс, особенно среди медиков. Вплоть до 80-х годов прошлого столетия в медицине безраздельно господствовала концепция длительной и строгой иммобилизации больных при ОИМ (из-за страха внезапной смерти, развития аневризмы сердца и ее разрыва). В СССР и России в 1968 г. в Институте кардиологии АМН СССР было создано первое специализированное отделение реабилитации для больных с ОИМ, в котором была разработана и впервые апробирована программа быстрой активизации больных, составившая основу государственной системы поэтапной реабилитации больных с ССЗ. Новая модель системы КР была представлена в 2012 г.

Кардиореабилитация — специфическая область кардиологии с позиции многогранности вмешательств и мультидисциплинарности структур, вовлеченных в реабилитационный процесс с целью полноценного охвата больного лечебно-реабилитационной помощью. Система кардиореабилитации базируется на таких основных принципах, как этапность, мультидисциплинарность, обоснованность, непрерывность, доступность, персонифицированный подход, ориентированность на четко сформулированную цель, информирование пациентов и формирование у них «правильного» ожидания от реабилитационной помощи. Программы кардиореабилитации рассматриваются как эффективное средство вторичной профилактики, продлевающее больному жизнь.

Пациенты, направляемые на кардиореабилитацию

Приоритетными группами для кардиореабилитации являются больные высокого и очень высокого сердечно-сосудистого риска: перенесшие острый коронарный синдром (ОКС), острый инфаркт миокарда (ОИМ), чрескожные коронарные вмешательства (ЧКВ), операцию коронарного шунтирования (КШ), трансплантацию сердца и другие хирургические вмешательства на сердце, его клапанах и сосудах.

Дополнительный контингент для КР включает больных с артериальной гипертонией (АГ) при уровне артериального давления (АД) менее 180/100 мм рт. ст.; с другими формами ишемической болезни сердца (ИБС) при стабильном состоянии, кроме IV функционального класса (ФК) стенокардии по Канадской классификации; хронической сердечной недостаточностью (ХСН), кроме IV ФК по Нью-Йоркской классификации (NYHA), включая больных после имплантации девайса; с периферическим атеросклерозом, в том числе после оперативного лечения; после хирургического лечения нарушений ритма и проводимости (радиочастотной катетерной аблации и других видов операций, имплантации кардиостимуляторов и кардиовертеров-дефибрилляторов), если предсердная экстрасистолия менее 10 в 1 мин, желудочковая экстрасистолия менее 4 в 1 мин и атриовентрикулярная блокада не выше 1-й степени.

Аспекты и этапы кардиореабилитации

Выделяют несколько аспектов кардиореабилитации: медицинский, физический, образовательный, психологический и профессиональный.

Медицинский аспект состоит из обследования и соответствующего лечения посредством медикаментозных средств согласно клиническим рекомендациям.

Физический аспект предусматривает раннюю активизацию режима двигательной активности (ДА) больного, применение лечебной физической культуры (ЛФК) и различных методов физического воздействия на больного, включая длительные физические тренировки (ФТ) на III амбулаторном этапе КР как в условиях лечебного учреждения, так и домашние тренировки.

Образовательный аспект КР — это обучение больного новому образу жизни (контролю факторов риска, отказу от вредных привычек, обучение антиатеросклеротической диете и устойчивости к стрессу, повышению бытовой активности), ознакомление с основами физиологии и анатомии сердечно-сосудистой системы (ССС), разъяснение важности приверженности рекомендациям врача, лекарственной терапии и КР в рамках Школы для больных, перенесших ОИМ, и их родственников или Школы для больных, перенесших КШ, и их родственников.

Психологический аспект КР связан с необходимостью психологической адаптации больного к существующей болезни, повышения его устойчивости к стрессовым ситуациям и лечения тревожно-депрессивных расстройств (по требованию).

Профессиональный аспект предусматривает подготовку больного к возобновлению трудовой деятельности в полном или сокращенном объеме, его переподготовку к новой деятельности, трудотерапию.

Помощь по КР осуществляется специалистами мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК), которые после стабилизации гемодинамики и основных жизненно важных параметров больного назначают с учетом показаний/противопоказаний лечебные и физические методы (ЛФК, физиотерапия, медицинская психология, рефлексотерапия и т.д.).

Реабилитационная помощь больным кардиологического профиля оказывается в зависимости от тяжести их состояния в три этапа:

— на I (раннем стационарном) этапе КР предоставляется больным при остром и подостром периодах заболевания в палате реанимации и интенсивной терапии (ПРИТ) и кардиологическом/кардиохирургическом отделениях стационаров;

— на II (стационарном реабилитационном) этапе КР оказывается в специализированных (реабилитационных) стационарных отделениях в период реконвалесценции (выздоровления) при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций органов и систем (в соответствии с величиной реабилитационного потенциала); возможны варианты оказания помощи в стационарных реабилитационных отделениях центра КР или в стационарном отделении КР многопрофильных реабилитационных центров;

— на III (амбулаторно-поликлиническом) этапе КР осуществляется на позднем реабилитационном периоде, т.е. в период остаточных явлений заболевания.

Выделяют подэтап «преабилитация» (до I этапа КР), предназначенный для подготовки больного к крайне сложной хирургической операции, например к КШ. Больного обучают оптимальному восприятию своего самочувствия после операции, умению правильно выполнять врачебные рекомендации, методике продуктивного кашля, диафрагмальному (брюшному) дыханию, щадящему травмированную грудную клетку. На этом подэтапе больному проводится тренировка дыхательной мускулатуры с применением различных комплексов упражнений и дыхательных тренажеров (побуждающих спирометров).

Предусматривается возможность миновать II этап КР больным без осложнений и с легким течением заболевания с направлением их для продолжения реабилитации сразу на III поликлинический этап. Речь идет о больных с высоким реабилитационным потенциалом: моложе 70 лет, низким риском смерти по шкале GRACE (Global Registry of Acute Coronary Events), с сохраненной сократительной функцией левого желудочка сердца, с полной реваскуляризацией миокарда после ЧКВ, без серьезных нарушений ритма/проводимости и тяжелых сопутствующих заболеваний. Больные после кардиохирургических операций (КШ и т.д.), как правило, проходят все три этапа КР.

Больным с выраженным нарушением функции и полностью зависимым от посторонней помощи, т.е. с очень низким реабилитационным потенциалом (без перспективы восстановления функций) для осуществления самообслуживания, перемещения и общения медицинская помощь оказывается в паллиативных учреждениях.

Специалисты Клиники реабилитации приняли участие в работе XVI Международного конгресса «Нейрореабилитация — 2024»

10-11 июня 2024 года в г. Москве состоялся XVI Международный конгресс «Нейрореабилитация-2024», посвященный мультидисциплинарной реабилитации при различных неврологических заболеваниях.

Конгресс зарекомендовал себя как ведущая профессиональная площадка для специалистов самого разного профиля – неврологов, реаниматологов, кардиологов, психологов, логопедов, врачей ЛФК и ФЗТ, вовлеченных в многоступенчатый процесс реабилитации пациентов при поражениях нервной системы.

В рамках конгресса сотрудники Клиники медицинской реабилитации Пироговского Центра поделились опытом своей работы и стали авторами восьми сообщений:

  • «Клиника реабилитации в многопрофильном стационаре: специалисты и их функционал. Распределение ролей. Время и деньги» (В.Д. Даминов);
  • «Гибридная реабилитация: опыт Пироговского Центра» (П.В. Ткаченко);
  • «Алгоритм применения стимуляционных методов в нейрореабилитации» (Ю.В. Загородникова);
  • «Новые технологии и новые походы в работе клинического логопеда: исследования и доказательная база» (П.С. Кулакова);
  • «Новые технологии и новые походы в работе клинического психолога: исследования и доказательная база» (Т.И. Коробова);
  • «Реализация дистанционной индивидуальной программы реабилитации на этапах оказания помощи в РФ» (В.Д. Даминов);
  • «Особенности психологического сопровождения пациентов, перенесших ОНМК. Клинический случай» (С.А. Васильева);
  • «Гибридная реабилитация» (В.Д. Даминов).

Нарушения памяти

Память – одна из важнейших психических функций мозга. Память нужна для того, чтобы получать  из внешнего мира, хранить и воспроизводить полученную информацию.

Нарушение памяти - это снижение способности запоминать полученную информацию и затем ее воспроизводить В зависимости от заболевания мозга (опухоль, инсульт, чмт, психические заболевания, инфекции и тд.) нарушения бывают разной степени выраженности и могут затрагивать другие психические функции мозга (внимание, мышление).

По закону нарушения памяти (закон Рибо, другое название закон регрессии) сначала забываются совсем недавние события, происходившие в тот же день или день назад, затем из памяти утрачиваются профессиональные знания и навыки, знание языков, далее исчезают чувства и эмоции и на последнем этапе распадаются автоматические действия, привычки, воспоминания о детстве, молодости. Например, человек может забыть утренний разговор по телефону (с кем и о чем говорил или даже факт самого звонка), но помнит о чем разговаривал с другом много лет назад.

Как можно себя проверить, если память только начала снижаться и степень нарушений легкая: попросите близких продиктовать 10 слов и вы по памяти должны их повторить. Нормой является стабильное повторение 7-10 слов со 2 раза из 5.

Также можете за собой понаблюдать: не забываете ли несложные повседневные дела (например, забыли что – то купить в магазине  или может быть прочитали книгу и не уловили суть, на другой день забыли подробности прочитанного). Если Вы стали часто за собой замечать подобные симптомы, есть упражнения для тренировки памяти:

  • Например: положите на стол несколько предметов (желательно не менее 10), запомните их, закройте плотной тканью. Скажите названия предметов, и как они расположены. Постепенно можно увеличивать количество предметов.
  • Попробуйте нанести на бумагу маршруты, по которым вы ездили или ходили сегодня или вчера, когда возвращались домой. Они могут быть как знакомыми, так и новыми. Попробуйте указать названия улиц, заведений, станций,и т.д.

При более серьезном поражении памяти у пациентов повышается рассеянность, неуверенность в своих действиях и зачастую они забывают такие бытовые дела как выключать газ, воду, свет, при выходе из дома могут забыть ключи. Также постепенно забывают номера телефонов родственников, дни рождения. При нейропсихологической диагностике пациентам сложно запоминать слова, пересказывать прочитанный или услышанный текст и с этого момента может требоваться помощь специалистов

В самых тяжелых случаях, например, при деменции, нарушения памяти доходят до того, что пациенты путают или забывают имена близких родственников,  их возраст, не узнают их. Пациенты становятся дезориентированы (забывают и путают свое местонахождение, текущую дату, свой возраст). Также утрачивается возможность фиксировать  события, которые происходили в течение дня или даже нескольких часов назад. Если во время не обратиться за помощью, то вместе с нарушением памяти теряется возможность самообслуживания, самостоятельного проживания, а также неизбежно снижение общего уровня интеллекта.