ФГБУ «НМХЦ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» МИНЗДРАВА РФ

Когда старость в радость

Вы обращали внимание на то, что люди искусства и науки до преклонных лет сохраняют разум! Почему?

Потому что,  по долгу службы приходится постоянно напрягать не только свою память, но и совершать ежедневную умственную работу. Им приходится все время держать руку на пульсе современной жизни, подстраиваться под постоянные изменения, не отставать от новых тенденций. Такая производительная необходимость и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

Что же для этого нужно делать?

  1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Для этого не обязательно поступать в институт, но мы можете пройти курсы повышения квалификации, освоить новую или давно интересную для вас профессию, а может записаться на мастер класс по декоративно-прикладному искусству! Всегда нужно узнавать что-то новое! Ведь в нашей жизни столько всего интересного.
  2. Окружайте себя молодыми людьми. Они всегда помогут вам оставаться современным, научат или подскажут в обращении с современными техническими средствами, покажут другой взгляд на жизнь.
  3. Играйте в интеллектуальные игры, решайте разные задачи, которых предостаточно в интернете.
  4. Постоянно изучайте иностранные языки. Даже если вы не выучите его как следует и не будете на нем разговаривать, все равно постоянно запоминание новых слов поможет тренировать память.
  5. Периодически вспоминайте школьную или институтскую программу- доставайте старые учебники! Попробуйте вспомнить старые стихи, которые когда-то знали наизусть. Танцевальные па, номера телефонов старых друзей и многое другое- все, что сможете вспомнить!
  6. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая награзка необходима в любом возрасте.
  7. Изменяйте привычки и ритуалы. Чем больше ваш следующий день будет отличаться от предыдущего, тем больше вероятность сохранить свой разум в старости. Ездите на работу по разным маршрутам, попробуйте заняться тем, что раньше никогда не делали. Пробуйте новые блюда.

И тогда ваша старость будет в радость!

Эмоциональное выгорание!

Я больше не могу на этой ужасной работе! У меня нет сил!
Я не справлюсь! У меня ничего не получится! То, что я делаю бессмысленно!
Я устал!

Замечали, что в голове день за днем проскальзывают  подобные мысли? Настроения нет, желания идти на работу нет, стали плохо спать и больше раздражаться? Были неделю в отпуске и вернулись как будто не отдыхали? Все это говорит о синдроме эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания - такое состояние организма при котором наблюдается физическое, умственное, эмоциональное истощение, вызванное длительным нахождением в ситуациях с постоянными перегрузками на работе, частым общением с людьми, высоким уровнем стресса. Врач, психолог, педагог в первую очередь входят в группу риска по эмоциональному выгоранию. Данное состояние не возникает за день, а имеет накопительный эффект.

Что же приводит к эмоциональному выгоранию и что делать, чтобы его не произошло?

Во первых это высокий перфекционизм. Ничего не случится, если не все в течение дня идет по плану, похвалите себя за то, сколько много успели сделать, не все бывает в ваших силах.

Быстрее, выше, сильнее! Такой девиз хорош на соревнованиях, где важно первое место. В рутинной работе приводит к стрессу, напряжению и как следствие к психическим перегрузкам. Распределяйте работу на равные части в течение дня, не бойтесь делегировать дела, откладывайте не срочные дела на удобное время.

Конфликты в коллективе также влияют на продуктивность работы и настроение. Старайтесь не вступать в открытые конфликты и решать вопросы мирным разговором.

Сделайте паузу и настройтесь на успех! Расслабьтесь и ощутите покой, ведь нельзя быть успешным в стрессе.

Феномены нашего мозга!

А вы знали, что человек не может пощекотать сам себя!

Почему?

Дело в том, что наш мозг настроен на восприятие внешних раздражителей, которые при этом не являются следствием деятельности самого человека по отношению к себе.

Любое движение нашего тела сопровождается ощущениями, потенциально способными сбить мозг с толка. Представьте себе, во что превратилась бы ваша жизнь, если бы, например, ваш мозг реагировал на каждое случайное соприкосновение вашей собственной ладони с вашим же бедром как на дотрагивание другого человека. Способность отличать движения собственного тела от действий других людей является центральной для осознания себя и чувства контроля – тех аспектов человеческой личности, которыми не обладают даже самые совершенные из имеющихся систем искусственного интеллекта.

Мозжечок точно предсказывает движения конечностей, а затем посылает соответствующий сигнал в моторную зону коры, ответственной за обработку осязательных ощущений, что заставляет последнюю снижать активность. В результате, когда мы пытаемся себя пощекотать, наши ощущения менее интенсивны, чем когда нас щекочут другие.

Хотите испробовать на себе один из самых удивительных феноменов нашего мозга? Все, что вам потребуется, - птичье перо и собственные ступни. Расположитесь поудобнее, снимите обувь и носки. Тихонько проведите пером по подошве. Теперь попросите кого-нибудь сделать то же самое за вас. Скорее всего, в первом случае вы не почувствуете ничего особенного, а во втором ваше лицо исказит гримаса.

Системы альтернативной коммуникации

Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим изаменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.

Давайте рассмотрим основные системы альтернативной коммуникации, и это:

  1. Система жестов
  2. ПEКС (PECS)
  3. Макатон
  4. Коммуникация с помощью символов
  5. Коммуникация с помощью коммуникативных вспомогательных устройств (технических средств коммуникации)
  6. Высокотехнологичные вспомогательные устройства.

I. Система жестов

Что это такое? Язык жестов – одно из средств, относящихся к альтернативной коммуникации (несловесные средства общения, которые используются либо самостоятельно, либо в сопровождении речи). Жест – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:

  • Случаи, когда понимание речи намного опережает собственную речь человека, а может имеется нарушение слуха или снижение слухового восприятия. Тогда использование альтернативных методов, в частности жестов, помогает человеку лучше понять другого, донести до собеседника послание, сообщить о своих желаниях, интересах, просьбах;
  • Жесты делают слово «видимым»;
  • Использование жестов может быть и временным мостиком при переходе к устной речи – использование жестов постепенно исчезает и появляется устная речь

Все жесты делятся на несколько групп:

  • Символические социальные жесты и движения, которые человек усваивает в процессе ситуативно-делового общения (да, нет, иди сюда, здравствуй, до свиданья и др.)
  • Дополнительные социальные жесты: Смотри (указательный палец к глазу), Слушай (указательный палец к уху), Говори (указательный палец ко рту) и т.п.
  • Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий по мере формирования предметной деятельности (кушать, варить, ехать, играть, спать, умываться и др.)
  • Жесты описательного характера – передают характерные черты и свойства, присущие определённому объекту (Зайчик – показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки»; Кошка – погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы; Курочка – жест «клюёт» и т.п.)

II. ПEКС (PECS)

PECS – это одно из альтернативных средств коммуникации. PECS (PECS – Picture Exchange Communication System) – система, позволяющая ребёнку или взрослому с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать.

В системе PECS общение основывается на обмене картинок, которые показывают желаемый предмет или желаемую деятельность ребёнка. Коммуникационный партнер (родители, братья и сёстры, учителя и другие) исполняют желания ребёнка, после получения от него картинки. Желания могут быть разные, например:

Я хочу качаться на качелях; Я хочу конфету;

Метод начинается с определения того, что человек любит и хочет. Поэтому, чтобы начать обучение, очень важно определить круг интересов, предметы, которые он обычно просит, действия из обиходной жизни.

III. Макатон

МАКАТОН (МАCATON) – это уникальная языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.

Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

Макатон – очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого и применяться на подходящем для него уровне. Макатон – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным. Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые. Макатон – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять.

Для кого это предназначено?

Макатон применяют в более чем 40 странах мира. Макатон успешно используется в работе с детьми и взрослыми с широким спектром коммуникативных трудностей.

IV. Коммуникация с помощью символов

Существуют разные виды коммуникации, использующие символы:

  • Графические (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки);
  • Орфографическое письмо;
  • Предметные символы (словесные кубики Примака).

Системы графических символов в основном применяют в коммуникативных

вспомогательных устройствах, от простых коммуникативных досок и книжек до устройств, использующих передовые компьютерные технологии. Первыми из таких систем были система символов Блисс, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS).

Например, система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т.е. письменности, не основанной на буквах. Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов. Блисс – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом.

В Блисс-языке существует множество стратегий, благодаря которым можно вырабатывать почти безграничное количество понятий и выражений. С помощью грамматических знаков, так называемых индикаторов, можно преобразовать имя существительное в глагол, или в прилагательное.

V. Коммуникация с помощью коммуникативных вспомогательных устройств (технических средств коммуникации)

Различают стационарные и портативные (переносные) технические средства коммуникации.

Технические средства коммуникации также называют «речевыми компьютерами», или «токерами»/«говорунами» («Talker»).

Например,

  • коммуникатор «БИГмэк» («BIGmack») – простое вспомогательное техническое средство коммуникации с речевым выводом, которое очень часто используется при вступлении в коммуникативное взаимодействие. С его помощью можно записывать и сохранять в памяти голосовые сообщения продолжительностью до 20 с.
  • Коммуникатор «Аладин Токер» («AladinTalker») – сочетает в себе картинные символы коммуникации программы «Boardmaker» с электронным выводом речи. На индивидуально составленных экранных панелях управления за картинками или символами закрепляются выводимые единицы речи. Главное преимущество «Аладин Токера» на уровне символов заключается в непосредственной взаимосвязи картинки и значения. Помимо того, в экранную панель управления можно довольно легко вместить цифровые фотографии.

VI. Высокотехнологичные вспомогательные устройства

  •  Приложения для смартфонов и планшетов «Коммуникатор ДАР». Доступен для системы Android.
  • Приложение «Пойми меня» можно использовать почти на любых смартфонах.
  • «Pecs» для планшета и смартфона на Android и iPad. Карточки «pecs» на планшете очень удобные в использовании тем более, что современные устройства реагируют на действие пользователя практически мгновенно, а сами приложения отличаются невероятной функциональностью и удобством интерфейса.
  • Приложение «LetMeTalk». Преимущества: удобный и интуитивно понятный интерфейс. База данных, включающая более 9000 качественных изображений, размещенных по категориям. Поддержка русского языка: голосовое озвучивание синтезатором речиподписей на русском языке, поиск на русском языке карточек pecs в базе приложения.
  • Приложение «JABtalk»
  • Приложение «Говори Молча». Преимущества: удобный интерфейс. Возможность добавлять свои собственные слова и озвучивать их самостоятельно, используя микрофон. В приложении есть базовые картинки PECS. Возможность отправлять набранное предложение по смс и iMessage.
  • Особое внимание стоит уделить прибору Айтрекер. Технология айтрекинг, которая лежит в основе системы управления взглядом, позволяет полностью обездвиженным людям жить полноценной жизнью, общаясь с родственниками, получая образование, управляя окружающими предметами, оставаясь социально значимым.

❗️Нужное средство дополнительной и альтернативной коммуникации поможет выбрать специалист, который определит уровень речевого нарушения и его коммуникативные возможности. ❗️

Альтернативная и дополнительная коммуникация!

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для каждого из нас?

Общение - это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна?

Ведь коммуникация – это не только слова и речь.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация может:

❗️быть необходима постоянно;

❗️применяться как временная помощь;

❗️рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Дополнительная коммуникация востребована лицами с отсутствием или с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи.

Такие затруднения могут возникнуть у людей с аутизмом, с нарушением слуха, при двигательных нарушениях, при умственной отсталости, при специфических органических проблемах артикуляционных органов при болезни Дауна, при прогрессирующих заболеваниях, травмах, анартрии, афазии, при временных ограничениях речевых возможностей.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ОБЩЕНИИ - УСЛЫШАТЬ ТО, ЧТО НЕ БЫЛО СКАЗАНО! (Питер Друкер).

Последствия инсульта

Любое поражение головного мозга всегда связано с тяжелыми последствиями для человека. Несвоевременно оказанная медицинская помощь и обширность поражения при инсульте приводят к гибели каждого третьего пациента. Для тех, кто остается в живых последствия инсульта зависят от объема поражения головного мозга, а также от расположения поврежденного участка.

Поэтому после перенесенного ишемического инсульта могут развиваться:

  • двигательные нарушения: парез, тяжесть в конечностях (чаще с одной стороны тела), нарушение мелкой моторики;
  • потеря мимики на одной или обеих половинах лица;
  • снижение чувствительности;
  • нарушения речи, непонимание окружающих;
  • нарушение глотания;
  • нарушения зрения: черные пятна, общее ухудшение зрения, двоение в глазах;
  • нарушения слуха;
  • когнитивные нарушения: снижение внимания, памяти, снижение скорости и качества мышления;
  • психические расстройства, которые чаще всего проявляются депрессией. Возможны проявления агрессии, тревоги. Нарушения поведения.
  • нарушения в координации движений.
  • нарушение ориентации в пространстве
  • головокружение и головные боли.
  • осложнения со стороны мочеполовой системы.

Последствий инсульта избежать невозможно, но можно создать благоприятные условия для частичного или полного восстановления. Среди этих условий следует выделить:

  • своевременную и правильную диагностику;
  • немедленную госпитализацию;
  • обязательную реабилитацию.

Не стоит забывать, что перенесенный инсульт значительно увеличивает риск развития повторного инсульта. Это обусловливает важность правильного подбора терапии для вторичной профлактики на амбулаторном этапе.

Ботокс: яд или лекарство?

Ботокс - это яд! Как часто мы слышим такие слова среди обывателей. Удивительно, но здесь сложно возразить. Ведь от «дикого» ботулотоксина пострадала не одна тысяча людей, поедая домашние консервы и закрутки.

Справедливо также вспомнить, что до сих пор можно получить серьезное кишечное расстройство, поедая заплесневелые продукты. Нет, нет, в плесени нет ботулотоксина, но именно из плесени получают антибиотики. Так же как и из бактерий ботулизма получают ботулотоксин.

Просто лучше помнить, что любое лекарство - это яд и только доза делает его лекарством (высказывание Парацельса).

И нельзя переоценить вклад ботулотоксина в лечение многих неврологических недугов. Здесь нужно оговориться, что ботокс - это всего лишь одна из торговых марок для ботулотоксина, в ряду с диспортом, ксеомином и релатоксом.

Что же делают эти препараты?

При многих неврологических заболеваниях (инсульт, дистония, рассеянный склероз, травмы) нарушается скоординированная работа мышц - так, одна мышца может быть слишком слабой, а противодействующая ей мышца (антагонист) слишком сильной. И как в жизни, сильный подавляет слабого, но ничего хорошего из этого не получается. Вот тут то и нужен «яд», чтобы усмирить на время мышцу-агрессора. И именно на время - это очень важно, потому что за это время слабая мышца может окрепнуть, а эффект от укола в сильную мышцу постепенно исчезает.

Современная система очистки ботулотоксина и продвинутые методы навигации сводят к минимуму число побочных явлений и способствуют восстановлению на этапе реабилитации, улучшая качество жизни пациентов.

Первичная переподготовка для медицинских сестёр

С 19.04.2021 года по 23.07.2021 года в Институте усовершенствования врачей Пироговского Центра будет проходить первичная переподготовка для медицинских сестёр по специальности «Реабилитационное сестринское дело»

Образовательная программа цикла будет состоять из очного обучения с дистанционными технологиями, включая лекции и практическую часть.

В процессе обучения слушатели смогут освоить теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем смогут применять в своей профессиональной деятельности. По завершению переподготовки будет выдан диплом установленного образца.

Длительность: 504 часа.

Стоимость: 59500 руб.

Дистанционная реабилитация

Современные гаджеты становятся более продвинутые для оценки состояния здоровья. Они считают пульс, частоту дыхания, измеряют уровень кислорода в крови и т.д. Благодаря этому появляется множество программ для укрепления и улучшения здоровья.

Телекоммуникационные технологии так же нашли широкое применение в реабилитации и помогают многим пациентам продолжать восстановление дома под присмотром специалистов.

В нашем центре дистанционная реабилитация проводится как при непосредственном он-лайн присутствии специалиста, так и в оф-лайн режиме при помощи индивидуально составленных комплексов упражнений. 

Инсульт, травма спинного и головного мозга, эндопротезирование сустава, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, боли в спине?

Вы можете получить индивидуальный курс домашней реабилитации для коррекции утраченных функций.

В нашей клинике представлены такие виды дистанционной реабилитации, как:

❗️консультация и занятия со специалистом  в он-лайн режиме.

❗️«Степс Реабил»- программа домашней реабилитации, разработанная у нас в центре.

Как это работает? Дома пациент, или его родственник заходит в свой личный кабинет и получает ссылку на видеофильм со своей персональной программой! С нашей программой дистанционное восстановительное лечение становится приближенным к условиям стационара. Предусмотрено все: состояние пациента, количество повторений, паузы на отдых, на подготовку к следующим упражнениям. Методики назначаются классические, проверенные в многолетней клинической практике. При этом специалист удаленно видит статистику занятий.

Такой подход позволяет поднять уровень реабилитации до возможности применения современных IT- технологий и обеспечить эффективность и непрерывность процесса восстановления наших пациентов.

Письмо коллеге!

Здравствуй. Я пишу тебе, если ты устал.  Помни,  ты не всемогущий.  Ты не волшебник.  Но ты точно профессионал! Много учишься,  и всегда стараешься сделать все,  что от тебя зависит. Тебе сложно, потому что не все надежды ты можешь реализовать,  а чужое разочарование так сложно переносить.

Просто помни, что сделав всё,  что от тебя зависит, справившись со всем, что приготовил тебе рабочий день,  снимая халат - обязательно отдохни.  Побудь с семьёй, друзьями, с самим собой наконец.  Обязательно восполняй свой ресурс,  чтобы быть полным, и тогда ты сможешь помогать дальше! Потому что из пустого, как сильно ни жми, не выжимается...