ФГБУ «НМХЦ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» МИНЗДРАВА РФ

Чего не стоит делать с пациентами, имеющими речевые нарушения!

Социум, окружающий человека с речевыми расстройствами - люди на улице, в магазине, транспорте, знакомые и родственники могут неправильно расценивать данные нарушения и потому относиться к людям с афатическими нарушениями без понимания.

Пожалуйста, имейте в виду, что афазия не является психическим заболеванием, даже тогда, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла, или когда он не понимает вас!

Вы знали, что пациенты у которых нарушено понимание речи, очень хорошо понимают интонации, малейшие изменения тона и эмоциональную окраску речи. Поэтому в общении и при занятиях с такими больными категорически недопустимо повышать голос или допускать любые другие проявления агрессии - ведь сейчас человек не может ответить или как-то защитить себя.

В присутствии больного нельзя обсуждать его или его речевые затруднения. Напротив, необходимо фиксировать все его успехи, малейшие улучшения состояния.

Не стоит прерывать больных во время их попыток что-то сказать, даже если это тянется долго. Также не стоит договаривать за человека или заканчивать фразы, начатые пациентом, как бы помогая ему. Да, подобная помощь экономит время, но в итоге снижает шансы человека на собственное восстановление.

Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен самому себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Не нужно заниматься по азбуке и букварю. Восстановление здесь идёт не по тому же пути, что обучение: если детишки учатся читать, начиная с отдельных букв, потом по слогам и т.д., постепенно укрепляя смысловые единицы, то в данном случае нужно восстановить уже сформированные функции.

Не стоит "учить" пациента повторять слова: "а теперь скажи "машина". Да, после многих попыток пациент сможет повторить слово за вами, но он не будет понимать, что оно означает. Такой «помощью» вы только усугубляете ситуацию!