Чем помочь пациенту дома с афазией
Если среди ваших близких есть человек с такой проблемой, как афазия, важно помнить, что нарушение речи – это не психическое расстройство и не расстройство интеллекта. При общении с людьми, с такой проблемой необходимо придерживаться нескольких правил:
- Прежде чем обратиться к больному родственнику, привлеките его внимание: обратитесь по имени, поймайте взгляд, коснитесь его рукой.
- Говорите в медленном темпе, простыми словами, короткими фразами.
- Дайте время больному понять вас, «включиться» в ситуацию.
- Не спешите, будьте готовы повторять ваши вопросы и выслушать ответ.
- Затрагивайте только ситуативные темы (говорите о том, что происходит здесь и сейчас) – пациент лучше понимает конкретную, ситуативно-бытовую речь.
- Уточняйте, понял ли вас ваш больной родственник.
- Старайтесь задавать вопросы, не требующие развернутого речевого ответа. Вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет» (или ответить жестом).
- В беседе активно используйте жесты, окружающие предметы (указывайте на них и пр «Ты будешь пить?» и указывайте на чашку).
- Старайтесь богаче интонировать вашу собственную речь – пациент опирается на невербальные компоненты сообщения.
- Поощряйте пациента, который хочет вам что-то сказать. Будьте приветливы, терпеливы.
- Дайте пациенту понять, что вы его поняли (кивок, улыбка, «да», «конечно» и пр)
- Не перебивайте пациента, дайте ему договорить, даже если вы уже поняли, что он хочет сообщить.
- Имейте под рукой простой мягкий карандаш и лист бумаги – часто в общении пациент пользуется рисунками, может писать цифры, отдельные буквы и пр.
- Пациент должен иметь место для занятий: удобный стол, хорошее освещение и возможность проветривания. Следите за тем, чтоб у него всегда была бумага, тетрадь и наточенные карандаши.
- Поддерживайте собственную исполнительскую дисциплину! Выполняйте все рекомендации специалистов по организации и проведению индивидуальных занятий дома. Поощряйте больного родственника заниматься.
При общении с родственником нельзя повышать голос до уровня крика (пациент слышит хорошо). Показывать (жестом, тоном) свое пренебрежение. При пациенте говорить о нем уничижительно, в третьем лице – пациент (даже с тяжелыми нарушениями речи) прекрасно улавливает смысл и интонацию. Чрезмерно утрировать слова (лепетать и пр) – пациент интеллектуально сохранен! Торопить пациента и торопиться самим (жестикуляция, темп речи и ходьбы и пр). Говорить малоразборчиво, много и быстро.