ФГБУ «НМХЦ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» МИНЗДРАВА РФ

Рекомендации родственникам пациентов с речевыми нарушениями!

В наше время существуют различные методики и приемы для восстановления речи у пациентов с афазией. Пациенты, которые попадают в реабилитационные центры, конечно, получают весь комплекс услуг необходимых для восстановления нарушенных функций. И в большинстве случаев родственники даже не задумываются о том, что им придется делать дома, в какой ситуации они окажутся.

Очень часто родные пациентов по незнанию только ухудшают ситуацию… А ведь правильное поведение и общение с пациентом будут способствовать речевому восстановлению!

Повторять слова и предложения в большинстве случаев противопоказано! Лучше не договаривайте предложение, что бы пациент сам его закончил: Тише едешь, дальше…

Пациенты с нарушениями речи с трудом понимают (или не понимают совсем) длинные и быстро произносимые предложения, поэтому желательно говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе, при необходимости повторяя уже сказанное, дополняя слова жестами или картинками.
Необходимо всячески вовлекать пациента в общение. Даже если он молчит или говорит крайне неразборчиво. Если он будет вычеркнут из общения, то шансов на восстановление речи практически нет - просто потому, что речь восстанавливается только в процессе собственно общения. Используйте маленькую хитрость: давайте выбор, спрашивая у пациента: ты будешь чай или кофе? Тебе приготовить рис или гречку?

Можно давать пациенту слушать радио, телевизор, любимую музыку, предлагая ему подпевать (хотя бы не словами, а просто звуком или мычанием). Совместно пойте песни, рассматривайте семейные альбомы: можно спрашивать кто изображен из родственников или показать кого-то.

Необходимо продолжать заниматься, даже если пациент упорно молчит и не отвечает на задаваемые вопросы. Можно работать хотя бы над пониманием обращённой речи: "Пожалуйста, возьми карандаш", "Покажи мне, ты хочешь яблоко или грушу?".

У человека после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, поэтому фон настроения может быть пониженным, так же, как и мотивация к деятельности. Учитывайте это, пожалуйста, не ругайте пациента за лень - просто помогайте ему делать то, что он может делать.

Пациенты с афазией очень чувствительны к внешним раздражителям и шуму, поэтому с таким пациентом желательно заниматься индивидуально, в тихой комнате, не привлекая большого количества знакомых или родственников (если все хотят поучаствовать в реабилитационном процессе - молодцы, но лучше по очереди или каждый в свой день).

Не старайтесь "выдержать" какое-то определённое время занятия - час, 40 минут и т.д. Более правильным ориентироваться на текущее состояние пациента: как он себя чувствует и какова его работоспособность сегодня. Если вы замечаете, что в ходе занятия стали часто возникать ошибки, неудачные ответы, речь стала совсем нечёткой, то это сигналы того, что пациент утомился, и занятие стоит прекратить или дать человеку время для отдыха.

Правильно выполняя данные рекомендации вы будете способствовать речевому восстановлению пациента!