ФГБУ «НМХЦ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» МИНЗДРАВА РФ

Самолечение!

Как часто мы слышим от пациентов или их родственников,  что за столько лет болезни «я уже сам врач». У большой части нашего населения в результате легкого доступа получения медицинской информации возникает иллюзия простоты диагностики и лечения болезней.

Такое «лечение» называется самолечением и никак не может рассматриваться положительно. Еще хуже, когда неграмотный в медицинских вопросах человек дает советы и рекомендации по использованию препаратов другим лицам.

Медицина- это сложно! Читая интернет и слушая советы своих товарищей по несчастью, свой уровень не то, что не повысить, скорее уйти в дебри мракобесия и невежества. Пить лекарства, назначенные врачом? Это-же химия, травим организм. А вот получить токсический гепатит от БАДов, самоназначенных это уже реальность. В медицинской практике так же известно много случаев смерти, наступившей после приема всего лишь одной таблетки препарата. Особенно опасным бывает неоправданное использование нескольких препаратов одновременно. Ведь только врачи хорошо знают о том, что лекарства могут быть просто несовместимы между собой.

Мы не убеждаем вас верить 100% всем назначениям врачей.  Всегда в серьёзных случаях лучше обратиться за 2 и 3 мнением. Найти "своего" врача,  которому будете доверять и слушать.

Мы на вашей стороне, но иногда опускаются руки, когда в очередной раз пациент получает 2 инсульт,  перечеркивая все усилия по восстановлению, потому что бросил пить лекарства.

Будьте здоровы!

Кто такой афазиолог?

Логопед знаком с детства почти каждому, а специальность: логопед-афазиолог, знают далеко не все!

Чем же они отличаются?

! Если логопед учит говорить правильно, развивая речевую функцию, то афазиолог занимается восстановлением уже сформировавшейся речи! Методы, техники и цели их работы совершенно разные!

Афазиология - это направление логопедии, тесно сопряженное с реабилитационной медициной. Это достаточно редкая, но очень важная специальность.

Кому же нужен этот специалист?

! Афазиолог необходим людям, утратившим речь в результате поражения речевых зон головного мозга!

Причины могут быть разными:

  • Инсульт
  • Черепно-мозговые травмы
  • Операции на головном мозге

Может ли при афазии у родственника помочь детский логопед?

Только если у него есть специальные знания по афазиологии! Если их нет, то часто работа с детским логопедом может не только не принести пользы, но и существенно ухудшить ситуацию!

Детский логопед и логопед-афазиолог - это две разные специальности!

Значение этой профессии сложно переоценить: многие пациенты смогли вернуться к активной жизни, благодаря усилиям этих специалистов.

XIX Международный конгресс «Реабилитация и санаторно-курортное лечение 2021»

23-24 сентября в Москве состоялся XIX Международный конгресс «РЕАБИЛИТАЦИЯ И САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ 2021».

Конгресс был посвящен вопросам развития медицинской реабилитации в системе оказания медицинской и социальной помощи, развития технологий и оборудования медицинской реабилитации, в том числе в условиях санаторно-курортного лечения. В работе Конгресса приняли участие ведущие специалисты в области медицинской реабилитации, прозвучали выступления представителей крупнейших научно-исследовательских институтов, центров медицинской реабилитации, санаторно-курортных учреждений из различных регионов России и зарубежных стран.

Клиника медицинской реабилитации НМХЦ им. Пирогова приняла активное участие с  докладами по темам применения навигационной транскраниальной магнитной стимуляции, технологий виртуальной реальности и мультимодальной биологической обратной связи.

В рамках Конгресса работала выставочная экспозиция, представляющая современные лекарственные препараты, физиотерапевтические аппараты и бальнеологическое оборудование, спа технологии, технические средства реабилитации, вспомогательные средства для реабилитации и ухода, лечебное и оздоровительное питание, современные центры реабилитации и санаторно-курортные комплексы.

 

 

Неявная опасность!

На данном фото даже без медицинского образования можно увидеть перелом кости. Врачи же увидят, что кость «прозрачная» , принадлежит пациенту с остеопорозом. И не зная никаких вводных, легко предположить, что пациент возрастной, что действительно часто встречается. Но нет. Пациенту нет и 30, он попал в аварию больше 2х лет назад,  у него перелом позвоночника с повреждением спинного мозга. Он все это время находится в инвалидном кресле, и, к сожалению,  не проходит восстановительное лечение. Бедро же он сломал совсем недавно при неудачном пересаживании в кресло, но из-за отсутствия болевой чувствительности ничего не почувствовал, только услышал пугающий треск ломающейся  кости. Как же это произошло?  В основном фокусе внимания всегда уделяется самой травме и непосредственным осложнениям, которые впоследствии возникают. Даже врачи и  специалисты фокусируются на парезах, пролежнях, нарушениях функции тазовых органов, мочевых инфекциях. Потеря костной массы традиционно второстепенная  проблема.

 Остеопороз у пациентов с повреждением спинного мозга вызван как самой травмой, и развивается в первые месяцы после травмы, так и длительной гиподинамией. Кальций выходит из костей, его уровень повышается в крови, организм, в частности паращитовидные железы, которые посредством паратиреоидного гормона регулируют обмен кальция и фосфора, реагируют на этот подъем как на сигнал, что кальция нам больше не нужно, его и так много. Избыток кальция из крови начинает откладываться, так могут образовываться камни в мочевом пузыре и почках, оссификаты (окостенение) в мышцах, и другие неприятные последствия.
Это ознакомительная заметка. Мы совершенно точно не будет здесь рекомендовать,   какие сдавать анализы или проводить обследования.  Все это должен назначать лечащий врач. Наша цель- это обратить внимание на огромную проблему, которая часто выявляется уже после патологического перелома. А самое страшное, что срастаются такие переломы у пациентов со спинальной травмы очень сложно и долго.

 

 

 

 

Enable Viacam

А вы знаете, что существует программа, заменяющая использование компьютерной мыши на управление при помощи движений головы пользователя, отслеживаемых обычной веб-камерой.

Эта программа абсолютна бесплатна, и может заменить любой дорогостоящий айтрекер! Программа предназначена для пациентов у которых нарушены движения в руках и они зависимы от ухода. Наши пациенты использующие эту программу возвращаются к работе и к учебе!

Enable Viacam - Это программное обеспечение позволяет перемещать курсор мыши движением головы. Для использования программы достаточно самого обычного компьютера и веб-камеры, больше никакого специального оборудования не требуется. Enable Viacam проста в использовании. Встроенный мастер поможет настроить программу при первом запуске. Для работы с программой нужна только качественная веб-камера. Enable Viacam обладает довольно гибкими настройками. В них есть параметры для регулировки скорости указателя, ускорения, сглаженности, и многих других параметров.

Социализация после инсульта!

Инсульт – это заболевание, которое в одночасье меняет всю жизнь. Даже если пациент хорошо восстанавливается, у него могут возникнуть определенные проблемы с выполнением повседневных дел, с работой. Зачастую возникают ограничения в общении, снижается физическая активность, могут утрачиваться некоторые навыки. Как следствие, человек начинает воспринимать себя как неполноценного, как «обузу», у него развиваются психологические комплексы. Как следствие – еще большая социальная изоляция, снижение качества жизни. Когда человек находится в подавленном состоянии, ухудшается и его физическое самочувствие. Важно разорвать этот порочный круг.

Возвращение больного к привычной жизни в обществе обозначается специальным термином – социализация. Она включает работу в следующих направлениях:

  • Регулярное общение.
  • Как можно ранняя активация больного, возврат к привычной жизни. По возможности – восстановление работоспособности.
  • Эмоциональная поддержка. Окружающие должны полностью принимать человека, несмотря на его изменившееся состояние.
  • Предоставление необходимой информации, которая помогает пациенту решать его проблемы.
  • Максимальное включение в жизнь социума. Человек должен чувствовать себя нужным, востребованным, осознавать, что он приносит кому-то пользу.
  • Если у больного возникли стойкие нарушения, которые не удается устранить, их нужно максимально компенсировать. Человек должен жить полноценной жизнью, несмотря на утрату тех или иных функций.

По сути социализация начинается в первые дни после произошедшего инсульта, вместе с реабилитационным лечением.

Если человек не может вернуться к трудовой деятельности, для него нужно найти интересное занятие, хобби. Это поможет улучшить не только неврологические функции, но и психоэмоциональное состояние, поднять настроение, самооценку.  Ведь для пациента очень важно, чувствовать себя нужным и важным для своей семьи.

Центр цифровых технологий «Степс Спорт»

Центр цифровых технологий «Степс Спорт» - инновационная российская компания, занимающаяся научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук. Входит в Группу Компаний «Степс Реабил» - лидера в области разработок и экспертизы цифровых платформенных решений для медицинской реабилитации, активного долголетия, развития физических и когнитивных способностей (платформа StepsReabil), а так же для дистанционного обучения медицинского персонала (платформа StepsStady).

В качестве резидента «Инновационного научно-технологического центра «Сириус» компания «Степс Спорт» заявила проект по созданию  «Платформы цифровой реабилитации взрослых и детей», с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности и телетехнологий. с интеграцией в платформу различных носимых устройств, регистрирующих физиологические параметры человека.

Научное руководство проектом осуществляет генеральный директор НМХЦ им. Пирогова, член-корр. РАН, профессор, заслуженный врач РФ Карпов Олег Эдуардович.

Методологическим партнером выступит «Союз реабилитологов России» (председатель -  главный внештатный специалист по медицинской реабилитации МЗ РФ профессор Иванова Галина Евгеньевна).

Доклинические испытания некоторых модулей платформы планируется проводить в Ресурсном центре междисциплинарных исследований  спортаИНТЦ Сириус. 

Ожидается максимально быстрая трансляция созданных технологий в практику Университетской клиники Сириуса, Национального медико-хирургического центра и других учреждений нашей страны.

Чего не стоит делать с пациентами, имеющими речевые нарушения!

Социум, окружающий человека с речевыми расстройствами - люди на улице, в магазине, транспорте, знакомые и родственники могут неправильно расценивать данные нарушения и потому относиться к людям с афатическими нарушениями без понимания.

Пожалуйста, имейте в виду, что афазия не является психическим заболеванием, даже тогда, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла, или когда он не понимает вас!

Вы знали, что пациенты у которых нарушено понимание речи, очень хорошо понимают интонации, малейшие изменения тона и эмоциональную окраску речи. Поэтому в общении и при занятиях с такими больными категорически недопустимо повышать голос или допускать любые другие проявления агрессии - ведь сейчас человек не может ответить или как-то защитить себя.

В присутствии больного нельзя обсуждать его или его речевые затруднения. Напротив, необходимо фиксировать все его успехи, малейшие улучшения состояния.

Не стоит прерывать больных во время их попыток что-то сказать, даже если это тянется долго. Также не стоит договаривать за человека или заканчивать фразы, начатые пациентом, как бы помогая ему. Да, подобная помощь экономит время, но в итоге снижает шансы человека на собственное восстановление.

Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен самому себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Не нужно заниматься по азбуке и букварю. Восстановление здесь идёт не по тому же пути, что обучение: если детишки учатся читать, начиная с отдельных букв, потом по слогам и т.д., постепенно укрепляя смысловые единицы, то в данном случае нужно восстановить уже сформированные функции.

Не стоит "учить" пациента повторять слова: "а теперь скажи "машина". Да, после многих попыток пациент сможет повторить слово за вами, но он не будет понимать, что оно означает. Такой «помощью» вы только усугубляете ситуацию!

Рекомендации родственникам пациентов с речевыми нарушениями!

В наше время существуют различные методики и приемы для восстановления речи у пациентов с афазией. Пациенты, которые попадают в реабилитационные центры, конечно, получают весь комплекс услуг необходимых для восстановления нарушенных функций. И в большинстве случаев родственники даже не задумываются о том, что им придется делать дома, в какой ситуации они окажутся.

Очень часто родные пациентов по незнанию только ухудшают ситуацию… А ведь правильное поведение и общение с пациентом будут способствовать речевому восстановлению!

Повторять слова и предложения в большинстве случаев противопоказано! Лучше не договаривайте предложение, что бы пациент сам его закончил: Тише едешь, дальше…

Пациенты с нарушениями речи с трудом понимают (или не понимают совсем) длинные и быстро произносимые предложения, поэтому желательно говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе, при необходимости повторяя уже сказанное, дополняя слова жестами или картинками.
Необходимо всячески вовлекать пациента в общение. Даже если он молчит или говорит крайне неразборчиво. Если он будет вычеркнут из общения, то шансов на восстановление речи практически нет - просто потому, что речь восстанавливается только в процессе собственно общения. Используйте маленькую хитрость: давайте выбор, спрашивая у пациента: ты будешь чай или кофе? Тебе приготовить рис или гречку?

Можно давать пациенту слушать радио, телевизор, любимую музыку, предлагая ему подпевать (хотя бы не словами, а просто звуком или мычанием). Совместно пойте песни, рассматривайте семейные альбомы: можно спрашивать кто изображен из родственников или показать кого-то.

Необходимо продолжать заниматься, даже если пациент упорно молчит и не отвечает на задаваемые вопросы. Можно работать хотя бы над пониманием обращённой речи: "Пожалуйста, возьми карандаш", "Покажи мне, ты хочешь яблоко или грушу?".

У человека после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, поэтому фон настроения может быть пониженным, так же, как и мотивация к деятельности. Учитывайте это, пожалуйста, не ругайте пациента за лень - просто помогайте ему делать то, что он может делать.

Пациенты с афазией очень чувствительны к внешним раздражителям и шуму, поэтому с таким пациентом желательно заниматься индивидуально, в тихой комнате, не привлекая большого количества знакомых или родственников (если все хотят поучаствовать в реабилитационном процессе - молодцы, но лучше по очереди или каждый в свой день).

Не старайтесь "выдержать" какое-то определённое время занятия - час, 40 минут и т.д. Более правильным ориентироваться на текущее состояние пациента: как он себя чувствует и какова его работоспособность сегодня. Если вы замечаете, что в ходе занятия стали часто возникать ошибки, неудачные ответы, речь стала совсем нечёткой, то это сигналы того, что пациент утомился, и занятие стоит прекратить или дать человеку время для отдыха.

Правильно выполняя данные рекомендации вы будете способствовать речевому восстановлению пациента!

В Пироговском Центре началось испытание смарт-комплекса «Светофон»

В Клинике медицинской реабилитации Пироговского Центра началось испытание смарт-комплекса «Светофон», предназначенного для тренировки и оценки зрительно-моторной реакции и развития широкого спектра когнитивных способностей. Тестовые занятия на тренажере проходят пациенты после инсультов и спинальных травм.

Смарт-комплекс, по данным разработчика, стимулирует деятельность анализаторных систем организма, активирует работу механизмов произвольных движений и действий, а также высших психических функций.

Панель задач «Светофона» оснащена нажимными целями с цветными матричными индикаторами, при помощи которых пациенты могут взаимодействовать с прибором и выполнять различные упражнения. Задания могут быть связаны с реагированием на зрительные и звуковые сигналы, поиском и распознаванием символов, воспроизведением визуальных последовательностей и многим другим. К примеру, на панели задач в случайном порядке могут появляться цифры, которые надо как можно быстрее отмечать в порядке возрастания, или будет предложено подобрать схожие цвета или определенные фигуры.

Воздействие тренажёра направлено на единство психического и физического развития. Во время выполнения умственных задач у человека усиливается электрическая активность мышц. Благодаря работе мышц, мозг обогащается нервными импульсами, поддерживающими его работоспособность.

«Наши пациенты с интересом приступили к занятиям на тренажере, активно вовлекаясь в процесс выполнения заданий. В случае успешных итогов тестирования тренажёра мы будем рассматривать включение „Светофон“ в постоянную клиническую практику», — отмечает руководитель Клиники медицинской реабилитации, д.м.н. Вадим Даминов.